Игра и развитие: что нужно знать родителям об основных потребностях ребенка

Зачастую слово «игра»  ассоциируется с ребячеством, несерьезным занятием. На самом же деле — это  важная составляющая жизни ребенка, могущественный рычаг в развитии личности.  Через игру малыш познает окружающий его мир, обучается и перенимает основные нормы поведения в обществе.  Более того, по сложности и разнообразию игры  можно судить об интеллектуальном и социальном развитии ребенка.

На каждом возрастном этапе игра выполняет специфические задачи и удовлетворяет жизненно важные потребности детей.  Подробней об этом расскажу дальше.

Малыши от 0 до 18 месяцев

Основная игровая потребность — непосредственное эмоциональное общение  с  взрослым. Мама, папа, старшие братики и сестры становятся наиболее благоприятным окружением для малыша.   Ребенок с интересом реагирует на улыбки и родные лица, звук голоса, прикосновения и объятия. Еще одна потребность этого возраста – освоение всего, что окружает ребенка. Малыш тянет игрушки в ротик, ощупывает их ручками, исследуя, таким образом, мир вокруг.  Яркие, блестящие погремушки,  звоночки и пищалки – все это помогает стимулировать  развитие нервной  системы.

Как играть с ребенком в этом возрасте:

  • Максимально много говорить с малышом, имитировать его звуки
  • Предлагать ребенку мягкие игрушки
  • Петь малышу, слушать вместе инструментальную музыку
  • Обеспечить безопасное пространство для ползания и переворотов
  • Игры на развитие контакта (прятки) и пальчиковые игры («Сорока-ворона»)

 

От 18 месяцев до 3 лет

Это возраст великих исследований и невероятных открытий для ребенка. Начиная ходить самостоятельно, дети получают большую свободу. Благодаря этому важному навыку изменяются и  потребности. С помощью игры ребенок осваивает новые двигательные навыки,  учится использовать  игрушки и окружающие предметы  по назначению. Ребенок активно использует фантазию и самостоятельно придумывает  различные сюжеты для игр. Так,  простая картонная коробка превращается в машину, а ветка становится пулеметом или мечом.

Лучшее, что могут сделать родители для ребенка от года до трех – это обеспечить  безопасное  и вместе с тем, разнообразное игровое  пространство.

Как играть с ребенком в этом возрасте:

  • Игры с водой и песком
  • Игрушки с колесиками и самокаты
  • Мелки для рисования, пальчиковые краски, наклейки и тесто для лепки
  • Строить палатки, тенты, делать домики из картонных коробок
  • Играть в магазин, детский садик или школу, больницу, полицию

 

От 3 до 6 лет

Это возраст наиболее активного развития социальной сферы. Ребенок осваивает нормы поведения в обществе, Дошкольники стремятся к  общению со сверстниками. В этом возрасте у ребенка обычно появляется лучший друг.  Речь и способность к самоконтролю развивается, что помогает ребенку участвовать в эстафетах, ждать в игре своей очереди, играть в группе с другими детьми.

Как играть с ребенком в этом возрасте:

  • Устраивать дорожки препятствий (тоннели, перекладины, ступеньки, укие дорожки)
  • Изучать природу: рассматривать растения, наблюдать за животными и насекомыми
  • Сюжетная игра в школу, магазин, пожарников, полицейских, салон красоты
  • Игры на развитие координации: прыжки, батуты, скакалки, мячи, догонялки
  • Игры с водой и песком

( Продолжение следует)

Автор Мироненко Катерина (специалист по раннему развитию и сенсорной интеграции, практический психолог, психотерапевт, коуч). Связаться с автором публикации можно по телефону 066-127-12-17.

Добавить комментарий